Четверг, 26.12.2024, 08:32 





Главная » 2011 » Май » 12

 Данное изображение получено из открытых источников и опубликовано в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав изображение будет убрано после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде. Данное изображение представлено как исторический материал. Мы не несем ответственность за поступки посетителей сайта после просмотра данного изображения.














          Шинданд. 156 апиб. рядовой



 "Если ветераны Афганистана, видевшие войну и  участвовавшие в ней, не успеют написать свою правду о войне, за них её напишут другие.
Но это будет уже другая правда, а вероятнее всего это будет ложь, прикрытая именами ветеранов".
                                                                     
А. Тарнакин






















 Шинда́нд (пушту شين ډنډ‎, дари شیندند Šindand) — город и центр уезда Шинданд, провинции Герат в Афганистане.

Шинданд был основан на месте средневекового иранского города Сабзевар (перс. سبزوار‎).

На севере города находится бывший советский аэродром (военная и гражданская авиация), занимаемый в настоящее время афганскими, американскими и итальянскими силами антиталибской коалиции.

 Город находится рядом с шоссе кольцевой автодороги, которую недавно проложили во всех западных районах Афганистана.

Также при поддержке афганской армии работает бесплатная медицинская клиника, которая обеспечивает медицинское обслуживание для населения города.

При этом город расположен на окраине долины Зирко (Zirko), которая является одним из главных центров производства мака в Западном Афганистане.

Население Шинданда в основном таджикское. Пуштуны составляют меньшинство и проживают в городе и его окрестностях.

Однако со временем преобладающим стал всё-таки персидский язык, хотя пуштуны и сохраняют свои сильные племенные традиции. Другие меньшинства включают аймаков и хазарейцев.

















                               Есть в Союзе три дыры,
                               – Термез, Кушка и Мары.

  «156-й Эльбингский, ордена Суворова, авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (Мары-2, Туркменская ССР).

В послевоенный период 156-й авиаполк в Марах был истребительной авиачастью ПВО  на перехватчиках Су-15.

С перевооружением в 1981 г. на истребители-бомбардировщики Су-17МЗ полк принимал участие в боевых действиях в Афганистане.

1АЭ с 11.05.1983 г. по декабрь 1983 г. - аэр. Кандагар
1АЭ с 09.01.1984 г. по октябрь 1984 г. - аэр. Шинданд
2АЭ с 25.11 1983 г. по октябрь 1984 г. - аэр. Кандагар».


































































































 ««Ограниченный контингент советских войск» введенный в Афганистан 25 декабря 1979 г. (знаменитая позднее Сороковая армия), практически сразу был усилен вертолетными частями и истребителями-бомбардировщиками 49-й воздушной армии (ВА) с баз ТуркВО.

Как и вся операция по «оказанию интернациональной помощи афганскому народу», переброска авиатехники и людей проходила в условиях строгой секретности. Задача - перелететь на аэродромы Афганистана и перебросить туда все необходимое имущество - была поставлена перед летчиками и техниками буквально в последний день.

"Опередить американцев» - именно эта легенда позднее с упорством отстаивалась для объяснения причин ввода частей Советской армии в соседнюю страну.

Первым в ДРА перебазировался авиаполк истребителей-бомбардировщиков из Кзыл-Арвата, вооруженный Су-17 и Су-17М. Местом базирования выбрали аэродром Шинданд, там же разместили и отдельную вертолетную эскадрилью.

При перебазировании никаких технических проблем не возникло - после получасового ночного перелета первая группа Ан-12, доставившая технические экипажи и необходимые средства наземного обслуживания, приземлилась в Афганистане, следом были переброшены Су-17.

Поспешность и неразбериха дали себя знать - никто не мог с уверенностью сказать, как встретит их незнакомая страна, в чьих руках находится аэродром, и что ждет на «новом месте службы».

Условия Афганистана оказались далекими от комфортных и мало напоминали привычные аэродромы и полигоны. Как гласила ориентировка Генштаба, «по характеру местности Афганистан - один из самых неблагоприятных для действий авиации районов».

Впрочем, действиям авиации не благоприятствовал и климат. Зимой тридцатиградусные морозы внезапно сменялись затяжными дождями и слякотью, часто задувал «афганец» и налетали пыльные бури, снижавшие видимость до 200-300 м и делавшие полеты невозможными.

Еще хуже приходилось летом когда температура воздуха поднималась до +52° С, а обшивка самолетов под палящим солнцем накалялась до +80° С. Постоянная иссушающая жара, не спадавшая и ночью, однообразное питание и отсутствие условий для отдыха изматывали людей».

















 «США более чем втрое увеличили площадь бывшей советской авиабазы Шинданд (Афганистан, провинция Герат, основное население - таджики), расположенной вблизи от границ с Ираном.
Официальная причина - размещение там летного училища для марионеточной армии.
По сообщениям на авиабазе замечены АН-64 "Апач", F-15Е "Страйк Игл", БПЛА RQ-170 (один из них уже попал недавно в руки иранцев), а так же афганские МиГ-21, не считая многочисленных транспортных.
Вспоминают, что именно с этой авиабазы в 80-е проходили испытательные полеты Як-38...».


















































































































































































 «...Шиндандская авиабаза. Она являлась заветной целью всех бандформирований, которые перебрасывались в Афганистан из Ирана. Ни один другой объект они не стремились уничтожить так, как эту базу ВВС 40-й армии.

За охрану авиабазы несли ответственность правительственные войска. В определенной степени привлекались и подразделения 5-й мотострелковой дивизии.

Дважды, когда, видимо, и бдительность притупилась, и меньше стали уделять внимания охране аэродрома, душманы своей цели все-таки достигали.

За то время, когда я находился в Афганистане во время своей второй и третьей командировок, на территории авиабазы были совершены две очень крупные диверсии.

Нападению подвергались почему-то только стоянки, где находились самолеты правительственных войск Афганистана. Все закончилось тем, что афганской авиации в небе над западными районами Афганистана не стало — ее разгромили на земле.

Первая диверсия произошла в начале 1985 года. Она была проведена очень профессионально. Ночью одновременно на нескольких стоянках было взорвано одиннадцать самолетов Ил-28. Это очень старые машины, одни из первых советских бомбардировщиков. Несмотря на свой возраст, эти самолеты отличались высоким качеством. От них пожар перекинулся дальше — практически весь авиационный полк, который состоял из Ил-28, сгорел дотла.

Как мы установили, эта диверсия явилась делом рук не столько душманов, сколько руководителей авиабазы. Б.В.ГРОМОВ»


















 18 августа 1983 г. боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Кандагар.

Пара, командир звена к-н Дудченко и ведомый ст летчик ст. л-нт Костяев Валерий Александрович.

Цель в районе 20 км северо-восточнее Кандагара.

Через, примерно, одну минуту после ведущего, ведомый ввел самолет в пикирование с углом 20град.

На выводе из пикирования самолет столкнулся с землей в 40 м от цели.

Сбит огнем ДШК на пикировании


































































































































 «Обустраиваясь, гарнизоны оборудовали стационарными дизель - электростанциями с централизованной системой электроснабжения, строили котельные, водопроводы и очистные сооружения.

На месте палаток появлялись целые городки с жилыми и служебными зонами.

При этом, как говорилось в тех же документах, "большой объем работ по строительству объектов служебно-технической застройки и казарменно-жилых городков выполняется силами частей, дислоцирующихся на аэродромах".

Со временем появились домики-модули, служебные помещения и сборные ангары для техники.

Известные афганские домики-модули официальным образом именовались "штатными сборно-разборными конструкциями "Модуль" типа К-120", материалом для которых служили деревянные и фанерные панели на металлическом каркасе с уже протянутой электропроводкой и прочими бытовыми удобствами.

Для размещения штабов, учебных баз и прочих служебных объектов предназначались сооружения типа СРМ и другие конструкции.

На постройку такого сооружения требовалось от двух до четырех месяцев (с оговоркой насчет "своевременной подачи строительных материалов и конструкций", – все необходимое требовалось везти за тысячи километров из Союза, и это при том, что первоочередной задачей транспортников являлось обеспечение действий армии топливом, боеприпасами и прочим, а бытовыми проблемами занимались по возможности).

Выходом становилось самостоятельное обустройство с использованием единственно доступного материала – брусьев от бомботары и досок от патронных и снарядных ящиков.

Со временем в гарнизонах выросли целые кварталы самостроя из выкрашенных в цвет хаки досок.

Через несколько лет эти временные постройки так разрослись, что прилетавшие на смену полки встречали целые поселки бомботарных домов, среди которых были даже бани с саунами».


















 17 января 1984 г. боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2).
Вылет с аэродрома Шинданд.

Начальник разведки АП майор Нагибин Николай Федорович. Это был его первый боевой вылет в Афганистане.

Группа самолетов: 2 МиГ-21бис (927 иап, аэродром Березы) и 4 Су-17м3 наносили удар в 35 км южнее Шинданда в горном районе.

После сброса АБ самолет на выводе из пикирования столкнулся с горой и взорвался.

При осмотре места падения в заголовнике К-36 обнаружены пробоины от пуль, наиболее вероятно, что летчик погиб при обстреле в момент вывода.


































































































































































 «Несмотря на вертолетные дозоры и огромное количество мин, которыми были нашпигованы подходы к аэродромам, время от времени душманам удавалось накрыть самолетные стоянки минометным или ракетным огнем.

Особенно страдала при этом авиация правительственных войск.

Охрана у афганцев была поставлена крайне небрежно, и в Шинданде на земле моджахедам удалось уничтожить практически весь полк Ил-28.

Для защиты аэродромов их наземную охрану усилили и довели до четырех батальонов, располагавших 50 – 70 бронемашинами.

По периметру стоянок были оборудованы многочисленные посты и огневые точки, основой которых становились изувеченные в боях БТР и БМП, врытые в землю и заваленные металлоломом и камнями.

Опробовали и систему предупреждения, прозванную "чертовым глазом", состоявшую из установленных вокруг аэродромов датчиков, реагирующих на тепло и металл (их сигнал означал приближение в ночной тьме людей с оружием)».

















 13 мая 1984 г. боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Шиндант.

НШ АП п/п-к Бузов Геннадий.

Удар в составе звена в 15 км юго-западнее Герата.

После сброса АБ с горизонтального полета летчик почувствовал сильный удар в хвостовой части (явный признак попадания ПЗРК).

Летчик катапультировался и через 15 мин подобран вертолетами ПСО.


































































































































































































































































 «Гиндукуш пересекает весь Афганистан с востока-северо-востока, понижаясь на запад-юго-запад двумя грядами высоких гор, образуя расщелины, перевалы и долины, в которых и располагаются города и кишлаки, тем более, что по этим долинам протекают реки и речушки, несущие плодородный слой, такой нужный для выращивания различных культур.

В одной из таких долин, образовавшейся в южной гряде Гиндукуша, на западе Афганистана прямо на юг от Кушки и в 120-125 км от границы с Ираном и расположился довольно крупный кишлак Шинданд.

Шиндандская долина - "Мёртвая долина", т. е. безводная, шла в направлении северо-восток на юго-запад, расширяясь в западном направлении и имея на юге горные массивы Луркох и Шингар, а на севере основную гряду Гиндукуша.
 
В принципе по долине протекали несколько не пересыхающих летом арыков, которые и давали возможность расположенным вдоль них кишлакам, объединившихся в Шинданд, возделывать различные сельскохозяйственные культуры: виноград, гранат, зерновые на крохотных полях (150 на 50м), ряд овощных культур.

Поля окружены невысокими дувалами из необожжённой глины, чтобы постоянно дующий ветер - "афганец" не выдувал плодородный слой (чтобы не было эрозии почвы).

Плодородная поливная земля, в сочетании с длинным и жарким летом, давали возможность выращивать и убирать по два урожая в год».















515


 «А вообще, тогда были жуткие времена.

Захотел СССР и ввёл войска в Афганистан, нам тогда объясняли, чё мол, если не СССР, то США бы сделали это...

Гробы на "чёрных тюльпанах" доставлялись в Ташкент, а в Мары, в госпиталь, доставлялись больные желтухой, началась эпидемия, антисанитария, тифы, паратифы...

А некоторые военнослужащие пили мочу заболевших желтухой, чтоб заболеть и быть эвакуированным в госпиталь, чтобы хоть так уцелеть в той жуткой "мясорубке".

В госпитале не хватало мест и ставили палатки...»


















































































































































































































































































































 «25 апреля 1984 г. боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Баграм.

Пара: ведущий ст. л-т Соколов Сергей Александрович, ведомый ст. л-т Грушковский.
Полет на поиск передвижной радиостанции в районе аэродрома Баграм.

В горизонтальном полете на Н=1500м ведущий почувствовал сильный удар по самолету и тут же доклад ведомого "Серега, прыгай!!!”.
Летчик катапультировался , после приземления сразу вступил в перестрелку и был тяжело ранен.

Вертолета ПСО в данном районе не было (должна была работать пара Ми-8 50-го осап) и пришлось перенацеливать из другого района ближайшую пару Ми-8МТ 262-й овэ капитанов С.Ефимова - А.Бойкова.

Всегда в районе работы в 5-6 км висел вертолет, но не в этот раз.
Вертолетчики слышали доклад ведомого на едином боевом канале, и уже знали что сбит самолет.

По команде с  самолета-ретранслятора они направились на выручку летчику, но пара находилась у входа в Панджшерское ущелье, и, даже выжимая максимальную скорость из машин, смогла подойти только через 20 минут.

Вышли в квадрат и, ориентируясь по по дыму горящего на земле самолета, стали снижаться на ПМВ.
Вскоре к-н Бойков на фоне желтых барханов заметил кресло летчика, а с борта Ефимова заметили в стороне, на пригорке, отстреливающегося окровавленного Соколова, лежащего на животе.

Вертушка Сергея Ефимова подоспела в последний момент.
Когда группа ПДГ и б/т ст. л-т А.Маркуша подбежали к пилоту, он был уже без сознания, подняли его на борт в таком же положении.

Борттехник ст. л-т Анатолий Маркуша уже в кабине стал осматривать пилота, чтобы уточнить ранение, и увидел, что под животом в руке сжата граната с выдернутой чекой.
Он осторожно разжал ладонь и выбросил гранату за борт в еще открытую на взлете дверь.

Сергей Соколов прошел долгое лечение, в ИБА он уже не летал.
Герой РФ.

Для к-на С.Ефимова это был уже второй спасенный летчик».

















 «Ключевую роль в обеспечении воздушных атак США на Иран с афганской территории, вероятно, будет играть военный аэродром базы Шинданд. Построенный еще советскими специалистами, он находится на северной окраине уездного центра провинции Герат, города Шинданда. В настоящее время на авиабазе располагаются афганские, американские и итальянские силы. Город Шинданд находится рядом с шоссе кольцевой автодороги, которую недавно проложили во всех западных районах Афганистана. Эта автомобильная трасса может быть использована для переброски американских и британских сил непосредственно к иранской границе в провинциях Герат, Нимроз и Фарах».


































































































































 «Потери 31 самолета Су-17 ВВС СССР в ДРА (период 1980-89)

Кизыл-Арват 217апиб
-23.03.80, Су-17 задел вершину, к-н Герасимов Николай Иванович погиб
-...81, Су-17, капитан Лишенков Виталий (вся информация)
-19.06.81, Су-17 задел бархан, ст. летчик ст. л-т Акмаев Фарид погиб

Чирчик           136апиб
-04.12.82,Су-17УМ3 сбит, м-р Гавриков В. и ст. л-т Хлебников И. погибли
-09.09.84,Су-17М3 сбит, Ластухин Владислав погиб
-17.05.86,Су-17М3 сбит, м-р Рассказов Владимир катапультировался
-12.04.87,Су-17М3 сбит, п/п-к Шломин Владимир катапультировался
-19.06.87,Су-17М3 сбит, к-н Стрибный Юрий катапультировался

Мары-2           156апиб
-18.08.83,Су-17М3 сбит, ст. л-нт Костяев Валерий Александрович погиб
-19.12.83,Су-17М3 авария, ст. л-т Алексенко А.И. катапультировался
-17.01.84,Су-17М3 сбит, майор Нагибин Николай Федорович погиб
-09.04.84, Су-17М3 сбит, майор Александр Мухин катапультировался
-25.04.84,Су-17М3 сбит, ст. л-т Соколов Сергей Александрович катап-ся
-13.05.84,Су-17М3 сбит, п/п-к Бузов Геннадий катапультировался


Карши              87орап
-21.04.84,Су-17М3Р сбит, капитан Корж погиб
-25.05.84,Су-17М3Р сбит К-н Давыдов Андрей Николаевич погиб

Шираки         168апиб
-13.02.85,Су-17М3 столкнулся с землей, майор Иванов А.К. погиб

Чимкент        371орап
-01.07.85,Су-17М3Р на взлете отказ двигателя, к-н Нестеров С.И. кат-ся
-16.12.85,Су-17М3Р сбит, к-н Фрай Владимир Владимирович кат-ся
-...85,Су-17М3Р в воздухе поврежден, п/п-к Шамарин Ю. А. вып-л посадку
-03.04.86,Су-17М3Р сбит, ст. л-нт Покатаев Евгений Александрович погиб

Борзя              101орап
-…85,Су-17М3Р на земле сгорел при газовке
-15.06.86,Су-17УМ3 на взлете авария, м-р Пакин А.В. и ст. л-нт Кокоткин    И.Г. уцелели
-16.08.86,Су-17М3Р сбит, м-р Фадеев Александр Владимирович кат-ся
-22.09.86,Су-17М3Р сбит, к-н Александров Михаил Александрович кат-ся
-22.10.86,Су-17М3Р сбит, ст. л-нт Смолин Андрей катапультировался
-16.05.87,Су-17М3Р сбит, к-н Александров Михаил Александрович кат-ся

Вазиани         313орап
-27.10.87,Су-17М3Р сбит,  ст. л-т Пантелюк Сергей погиб
-25.04.88,Су-17М3Р попадание птицы, летчик катапультировался

Калинин        274апиб
-12.01.88,Су-17М4 сбит, Юрчук Сергей катапультировался
-…88,Су-17М на земле сгорел».

















 «Афганцы ностальгируют по ВВС, что им оставил СССР -  "what a strong air force we had" ("мы имели сильные ВВС" - генерал-майор Mohammad Baqi, командующий авиабазы Шинданд (Герат).

Кстати, авиабаза Шинданд  является пилотной по возрождению афганских ВВС.

США потратили на ее реконструкцию около 300 миллионов долларов.

А вот размещены на ней только 6 учебных самолетиков Cessna C-182T и 12 Cessna обычных C-208B.

Из вертолетов - учебные  MD-530F, которые должны подготовить афганских пилотов на Ми-17».


































































































































 «Одну из эскадрилий 136-го апиб перебросили на аэродром Шинданда – крохотного городка в пустыне у иранской границы, где располагался крупный аэродром с полосой длиной 2940 м, ставший опорным пунктом советских войск в этих местах.

Шинданд стал главным местом базирования истребительно-бомбардировочной авиации – МиГ-21 СМ чирчикского полка подменяли переброшенные еще при вводе войск Су-17. Другую эскадрилью 136-го апиб разместили в Кандагаре.

В первый период боевых действий тактика не отличалась разнообразием: к цели самолеты, ведомые опытным летчиком, шли в строю колонны или пеленга, нанося удар один за другим, а иногда выстраиваясь в круг.

Штурмовка цели производилась последовательно поодиночке или парами с пикирования бомбами, НАР и пушечным огнем.

Ответная стрельба из автоматов и дедовских винтовок при этом не принималась в расчет, и на открытой местности летчики МиГов отваживались снижаться до предельно малых высот для достижения внезапности атаки.

Включив форсаж и выйдя на сверхзвук, они подавляли врага громовым раскатом ударной волны, от которой вьючные лошади и верблюды (основной транспорт душманов) в ужасе разбегались по окрестностям».



















 «…был на Кушке, в Кала-и-Море, возле Кушки, в Туркмении (грунтовый аэродром подскока), оттуда Ми-6 загружались боеприпасами и летели в Меймане, в Афганистан.

Лётчики прилетая оттуда пьянствовали по страшной силе и купались в карьере...

Питьевая была вода привозная, в цистерне, и жили в огромных палатках, где были солдатские койки, или в вагончиках которые накалялись за день и мы мочили простыни водой, помогало не надолго и там мы охотились с АКМ на куланов...которые записанны в красную книгу...и пьянствовали, ожидая борты с Афгана...

А часть нашего полка 156 апиб в/ч 51051 была в Афгане, по-моему-год, один или два лётчика погибло, точно не помню.

Самолёты-СУ17М3 базировались в Мары-2 и оттуда дальняя авиация ТУ-16 пригнанная из Тарту Прибалтики, наносили бомбовые удары, помню огромными бомбами был завален аэродром...».

































































































































 «Пару слов о авиабазе Шинданд, что в провинции ГЕРАТ.

До 2006 г. эта АБ практически была заброшена, ВВП была повреждена (хотя при талибах была основной АБ), поэтому там в основном базировались верты.

ИСАФ провела на базе косметический ремонт, но она долгое время оставалась довольно захудалым аэродромом.

С осени 2010 г. все изменилось - амеры стали бешенными темпами переоборудовать АБ.

Запланировано увеличение АБ в ТРИ РАЗА от первоначальной площади.

Это позволить АБ стать второй по количеству военнослужащих  военной базой США во всем Афгане, уступая только Bastion Field у г. Lashkar Gah в Гильменде.

Полковник Larry Bowers, командующий 838th AEAG - Air Expeditionary Advisory Group руководит строительством (операция - "Far East Expansion”), на что уже потрачено 0,5 млрд.долл.

Только строительство ограждения потянуло на $13 млн.

В строительстве задействованы 3 тысячи иностранных и афганских рабочих.

Главная особенность - 1,3 мильная ВПП (окончание строительства к 2012 г.).

Сейчас на АБ также проходят обучение афганские экипажи на Ми-17.

Расширение базы приведет  еще к увеличению  количества Ми-17 на 18 штук, и создание на базе АБ летного училища».


















 «Горный Шинданд с его выжженной, без единой травинки скалистой поверхностью, остер­венело задувающими ветрами и жарой за пятьдесят, представлял из себя нечто среднее между космическим ландшафтом необи­таемой планеты и местом, где по нашему соображению должны наказывать грешни­ков.

Даже душ, смонтированный для пилотов, не спасал.
Шелковый комбинезон просыхал еще до того, как облаченный в него хозяин успевал дойти до самолета.

Но на войне, как на войне, и все неудобства и сопут­ствующие этому ощущения подавлялись одним мощным стимулом выжить и выпол­нить поставленную задачу».

































































































































































 «Доля боевых повреждений Су-7БМК была невысока, в основном самолёты продолжали бить на взлёте и посадке, «прикладывая» их о землю на слишком высокой скорости, ломая стойки шасси, «промазывая» мимо полосы и не укладываясь в пределы ВПП на пробеге.

В одном таком случае лётчик из-за превышения посадочной скорости стесал колеса на пробеге, не удержал «разувшуюся» машину на полосе, и его вынесло в сторону. Пробежав по грунту в тучах пыли, он с разгона влетел прямо на инженерный пост, проломил стену и застрял там. Извлекать самолёт не торопились, и его торчащий наружу из здания хвост на долгое время стал достопримечательностью Шиндандского аэродрома, причем из уцелевшего помещения дежурного на втором этаже как ни в чем ни бывало продолжали разноситься команды и указания.

Налёт на лётное происшествие у афганцев был крайне невысок, составляя несколько сотен часов на потерянный самолёт (в соседнем 373-м транспортном авиаполку за 1980 год поломать успели 17 самолётов), что было на порядок хуже уровня аварийности аналогичных типов самолётов в советских ВВС. Причиной, помимо сложных местных условий и плохого обеспечения полётов, являлся крайне низкий профессионализм и банальная безответственность технического и лётного состава. При подготовке машины её могли не заправить до конца, залить керосин со всяким мусором, забыть закрыть лючки, не установить тормозной парашют и не снять предохранительные чеки.

Как-то за одну лётную смену один самолёт ушел в полёт без парашюта, на другом оказались не расфиксированными чеки катапультного сидения и ещё одну машину пришлось возвращать со старта, обнаружив заклиненный в оперении ломик. Критиковать за халатность было не принято - «чтобы люди не обиделись». Советским советникам и техникам, без которых в эскадрильях теперь было не обойтись, оставалось лишь чертыхаться: «О чем говорить, у них же вообще на дворе по календарю 14-й век!»

С куда большим азартом афганцы занимались торговыми и прочими коммерческими делами, содержа лавки и духаны тут же при гарнизоне, а уж сбыт керосина — едва ли не основного топлива в Афганистане - был масштабным предприятием, с которого кормились практически все имевшие доступ к топливу. Таким же спросом пользовалась бомботара, брусья которой расходовались на строительство и были предметом оживленного торга.

Даже вновь назначенный командующий ВВС и ПВО генерал Абдул Кадыр Ака, не имевший ни лётной, ни технической подготовки, прежде служил по линии снабжения, будучи человеком оборотистым и с купеческой жилкой. Вопросами боевой подготовки занимался преимущественно его заместитель - генерал-лейтенант Мустафа, дважды герой Афганистана, опытный и знающий летчик, освоивший Су-7БМК и Су-22М.

В неделю назначались 2-3 летных смены, в которые, в лучшем случае, выполнялось пару вылетов. Несмотря на войну, обязательным был предписанный Кораном выходной по пятницам (правда, если возникала большая необходимость в ходе операций, и в этот день можно было добиться вылета). Боевая нагрузка не превышала пары блоков с НАР или бомб калибром 100 или 250 кг. «Пятисотки» считались уже перегрузом, и их афганцы брали крайне неохотно, благо по части изыскания причин и всяких затруднений были великими мастерами. В боевых вылетах часто использовались и пушки.

Боевые задачи и цели обычно заранее указывались из Кабула, непосредственная авиаподдержка по вызову не практиковалась, причём общим правилом было назначение целей в отдалении от своих войск во избежание их накрытия при промашках, что случалось не единожды. Большинство атак выполнялось с пологого пикирования, с высотой ввода порядка 3000 м и выводом на высоте 400-500 м после сброса бомб и 150-200 м после пуска НАР и стрельбы из пушек, поскольку противник чаще всего располагал только стрелковым оружием, ответный огонь из которого особой опасности не представлял и вообще не брался в учёт.

Правда, если штурмовать предстояло защищенный зенитными средствами объект, типа крепости или опорного пункта, прикрытого крупнокалиберными ДШК или ЗГУ, таким же обычным делом был сброс бомб в паре километров от цели, на безопасном от мигающего огня «сварки» удалении.

При подготовке к вылету тактическими построениями себя особо не утруждали, в лучшем случае оценив обстановку по фотоснимкам и разведданным и почти не обращая внимание на метеопрогноз и обеспеченность радиосвязью и навигационными средствами. Успех дела со свойственным фатализмом считался не очень зависящим от прилагаемых усилий - «как будет угодно Аллаху!»

Иной раз складывались вполне курьёзные ситуации, когда после очередного авианалёта   на аэродром из душманского лагеря приезжали пострадавшие с жалобой на действия авиаторов. Оказывалось, что вчерашние противники очередной раз успели сменить взгляды, пойдя на дружбу с Кабулом, и требовали компенсаций за причинённый ущерб, обычно соглашаясь на подношения деньгами, продовольствием и тем же керосином.

При относительно спокойной обстановке на западном направлении наибольшие потери афганская авиация понесла именно на Шиндандской авиабазе. Мятежникам дважды удалось осуществить диверсии прямо на аэродроме. После подрыва нескольких бомбардировщиков Ил-28 начавшийся пожар и взрывы уничтожили практически все находившиеся на стоянке самолеты, и бомбардировочная эскадрилья перестала существовать.

13 марта 1985 года моджахедам удалось уничтожить в Шинданде сразу 19 боевых самолётов. Диверсия была спланирована и осуществлена весьма умело: самолёты заминировали с использованием часовых механизмов, время срабатывания которых выставили таким образом, чтобы подрывы совпали с началом обстрела аэродрома реактивными снарядами, подготовленными в окрестностях. Тем самым от непосредственных виновников диверсии отводилось подозрение, и вся вина за случившееся падала на одну из кочующих в округе банд. Однако что-то у организаторов не заладилось, обстрел не состоялся, и взрывы начались сами по себе.

13-е число принесло тяжелые итоги: гремящие один за другим взрывы превратили стоянки в настоящий ад, вулканами вспыхивал и разлетался горящий керосин, накрывавший соседние самолеты, рвались боеприпасы, кося осколками мечущихся людей. Разлившееся полыхающее топливо охватило стоянки, куда было не приблизиться. После нескольких часов пожарища оставалось только тушить догорающие обломки. Полностью сгорели шесть самолетов Су-7 и 13 истребителей МиГ-21, ещё 13 машин были повреждены.

На следующее утро самолетом из Кабула прибыла группа следователей во главе с руководителем госбезопасности доктором Наджибуллой - будущим президентом Афганистана (к слову, уважительно именуемый доктором, министр госбезопасности и в самом деле был по образованию врачом-гинекологом).

Подозрения о диверсии сразу были подтверждены найденной у одного из самолётов не сработавшей миной, попавшей на экспертизу. Следственная группа тут же занялась военнослужащими самой авиабазы, арестовав 13 офицеров и 8 солдат. Вступив в сговор с местным оппозиционным подпольем, те за солидную мзду допустили подрывников на аэродром. Пятеро за причастность к диверсии были расстреляны, прочие получили по 15-20 лет тюрьмы».











































































































 Сторінка створена, як некомерційний проект з використанням доступних матеріалів з ​​Інтернету. При виникненні претензій з боку правовласників використаних матеріалів, вони будуть негайно зняті.


Категория: Забытые солдаты забытой войны | Просмотров: 11097 | Добавил: shindand | Дата: 12.05.2011 | Комментарии (0)


  
"Сохраните только память о нас, и мы ничего не потеряем, уйдя из жизни…”






Поиск

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024 |