Вторник, 22.08.2017, 23:32 





Главная » Статьи » Манифест украинского фундаментализма. Дмитро Панько

Манифест украинского фундаментализма. Часть 1
 

Дмитро Панько



«…i свобода, i революцiя, i воля Украiни - залежить вiд того,
чим буде наша народна маса: чи розпорошеною купою пiску,
котру перший подув вiтру може пiдняти i рознести,
чи твердою опорою, мiцним фундаментом, на котрiм
опреться свободна, народна Украiна».
М. Грушевський


Наступает момент истины. Украинская политическая мысль поражает своей тупостью. Сведение мелочных счетов с прошлым выдается за грандиозную работу над будущим. Независимость представляется некой вершиной. Цель, вроде бы, достигнута, осталось передрать себе еще десяток килограммов европейского законодательства, избавиться от «пережитков прошлого», немного подождать и нас возьмут в «цивилизованное» будущее. Не выйдет. Не вражеские танки, а дремучий провинциализм погубит нас.

Новое время бросает новые вызовы. Новый постиндустриальный мир рождает новую систему ценностей и даже нового человека. Все остальное остается в прошлом. Мы тоже перестанем быть. Как и другие неудачники, умрем под дверью светлого будущего. Быть может, вас утешит мысль, что так надо для торжества гуманизма и прогресса? Независимость далась нам слишком легко. Она буквально свалилась нам на голову и, похоже, очень здорово контузила кое-кого из нас. Платить надо за все - в том числе, и за собственную глупость.

Пришло время думать. У нас есть один выход - войти в будущее самим, через свою собственную дверь. Поставить всех перед фактом, нисколько не беспокоясь о том, насколько наши действия совпадают с «прогрессивными тенденциями» и не нами придуманными теориями. Необходимо действие, решимость, воля. Нельзя пассивно ждать. Уже вчера было достаточно поздно. Где ваша жажда жизни?

Будет невероятно трудно. Жизнь не укладывается в схемы. То, что вчера казалось вечным, сегодня превращается в мираж. Мы добросовестно следуем предписаниям западных шпаргалок и честно верим в «нерушимые законы рынка», но получается сплошное недоразумение. Коммунистический Китай становится одним из лидеров капитализма, а руководимая отъявленными рыночниками Украина терпит сокрушительное поражение. Точное следование инструкции ведет в пропасть. Но, почему-то, проще объявить «неправильным» сам наш народ.

Сегодня нет ничего нерушимого. Нельзя верить даже старым терминам. Тот, кто живет политикой и философией, прекрасно знает, как многочасовой заумный спор кончается ничем после внезапного вопроса: «Что именно, вы понимаете под словом «демократия» (капитализм и т.д.?)» Проблемы не просто решаются неправильно - нередко, вообще решаются не те проблемы. История всей нашей независимости - это хроника хождения по граблям. Чем крепче трещит лоб, тем правильнее «путь с которого возврата нет» (вот уж действительно). Перед глазами возникают чертики - для одних они красного цвета, для других - жовто-блакитного. Сражаются с химерами дети Украины, бьют друг друга в кромешной мгле и падают на холодную землю. И только все темнее и мрачнее летаргическая ночь.

Есть патриоты, искренне отдавшие всю жизнь борьбе с социализмом. Но вот социализм повержен - и что вышло? Поражение потерпел не социализм, а Украина, как национальная республика. Или, по-вашему, это победа Украины? Перефразируя россиянина В. Максимова: «Метили в коммунизм, а попали в Украину». Обидно, но их жертва была напрасной. А ведь хотели как лучше.

Мир переживает Кризис. Это простое слово стало повседневным - «экономический», «экологический», «кризис духовности» и т.д. Кризис - нормальное состояние современности.

Согласно словарю, кризис - это «резкий крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние». Переход к постиндустриализму - это не просто смена одного способа хозяйствования и связанных с ним производственных отношений, другим способом. Кризис экономической системы индустриализма, повлек за собой кризис всей его правовой, политической, религиозной и философской системы. Кризис переживает сам человек. Капитал преодолел капиталистов. Деньги поработили своих хозяев. Экономика освободилась от человека, его моральных ограничителей.

Ценностные предметы прошлого перестали стимулировать, вдохновлять и творить по большому счету. То, что нам представляется таким бесценным, имеет интерес лишь для туристов и археологов. Неэкономические ценности обесценились, и нравственная система человечества вступила в период распада. Вот почему в «цивилизованной» Европе возможны религиозные этнические войны (Босния, Северная Ирландия), торговля женским телом (вся Европа) и прямое рабство (Чечня). Сквозь разлагающуюся оболочку индустриализма прорываются феодализм, рабовладение и даже первобытный хаос в виде немотивированного насилия, захватившего повседневную жизнь общества (особенно американского) с проявлениями ничем не мотивированного изуверства.

Все надо видеть через призму кризиса. Только переосмыслив таким образом происходящее, можно рассчитывать, что ненапрасными окажутся усилия. И что для украинцев, само слово кризис обретет свое второе, данное в той же энциклопедии, значение - «перелом в течении болезни, предшествующий выздоровлению». Нужна новая жизнеспособная теория. Существуют объективные препятствия, преодолеть которые не хватит наших сил. Если идти стандартным путем, конечно. Догонять лидеров, играя по установленным ими правилам, которые могут в любую минуту измениться. Только присущая нам нестандартность мысли способна гарантировать успех.

Надо восстановить свою целостную картину мира. Надо увидеть мир глазами украинца. Своими глазами. Давайте жить, а не учиться жизни по чужим учебникам. Иначе мы не только не решим проблему, но даже не узнаем никогда, в чем ее смысл. Надо решить, что именно является нашей проблемой.

Есть аналогия с наукой. Известнейший изобретатель Г. Альтшуллер отмечал: «… задачи чаще всего формулируются так, что они настоятельно (хотя и незаметно) толкают в тупик. Никогда нельзя принимать на веру задачи, сформулированные другими. Если бы эти задачи были правильно сформулированы, их, вероятнее всего, решили бы те, кто впервые их встретил… Представьте себе, что некто зашел в тупик. И вот вам предлагается пройти дальше по этому тупику. Что и говорить - занятие малоцелесообразное!»

Все предыдущие проекты Украины провалились оттого, что ставилась задача: «Построить на Украине рынок (социализм и т.д.)». Но неужели наша цель - «построить рынок»? Или, какой-нибудь сарай? А может, все-таки, мы строим процветающую Украину? Тогда надо сказать: «Построить Украину на социалистическом (или другом каком-то) основании». Где цель, и где средство?

В период кризиса, задача усложнилась - уже нельзя «построить Украину на чем-либо». Никакое старое основание не может быть сегодня устойчивым. Твердую опору, можно найти лишь в том постоянном, что есть внутри нас. Что делает нас украинцами. Украинский дом надо строить на украинском фундаменте. И построить его могут только украинцы. И если мы ищем теорию строительства нашего общего дома, то лучше всего назвать ее просто - «украинизм». Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Еще раз, прочтите, мудрую цитату из Грушевского, вынесенную в эпиграф. Спасемся или все вместе, или никто.

В хаотично меняющемся современном мире нет ничего постоянного. Нет ничего истинного. Истину можно найти только внутри себя. Единственная истина, не вызывающая сомнений - это то, что мы украинцы. Именно этот факт необходимо четко зафиксировать.


Манифест украинского фундаментализма

Украинизм - это новая, нацеленная в будущее, адекватная современности и неразрывно связанная с прошлым теория.

Рассматривая прошлое, настоящее и будущее как неразрывное целое, украинизм выступает как динамичный метод познания реальности и создания цельной, объемной картины мира.

Логика познания определяется точкой зрения, выбор которой, в свою очередь, определяется исходя из главного принципа (основного исходного положения) украинизма - признания украинского народа как уникального, особенного, самого по себе. Соглашаясь с классическим определением «особенного» как «единства единичного и всеобщего», украинизм признает целостность мирового развития, однако отрицает его стандартность. Культурно-исторические различия субъектов развития, обуславливают различные пути вхождения в эту целостность. Украинский народ должен самостоятельно войти в будущее через свою собственную дверь.

Пришло время самопознания, осознания своей особенности. Самопознание - главный способ познания мира, т.к. особенное - это и есть «всеобщее, реализованное в единичном». К познанию мира - через познание себя. Мир постоянно меняется. Истинность однажды созданной картины мира должна обеспечиваться непрерывностью процесса самопознания.

Новизна украинизма, как метода познания в том, что классифицируется не украинский народ и Украина, как часть мирового сообщества, мировой территории и т.д., а классифицируется сам мир, его составляющие, по отношению к Украине. Созданная система постоянно корректируется.

Украинизм - это открытость. Не отвергается ничего, хотя ничего и не принимается за истину. Даже провозгласив однажды что-либо из окружающей действительности истиной, украинизм не настаивает, что эта истина вечна, и сам же, первый, в случае необходимости низложит ее. Украинизм - это постоянная конструктивная критика. Все получает достойную своевременную оценку. Критикуется и сам украинизм. Закостенелость - главный враг прогресса. Монополия на истину ведет к закостенелости.

Украинизм не имеет догматичной привязанности к чему-либо, кроме собственно Украины. Сам украинизм не догма. Единственная догма - отсутствие всяких догм.

Украинизм не навязывает никому свое видение мира. Разрушая одну стандартность, он не создает другую. Торжествует принцип различия. Признание различности, уважение к особенности других, самоуважение - это путь к действительно гармоничному будущему.

Гармоничным, будущее может быть, лишь включив в себя прошлое, со всеми его светлыми и темными страницами. Приняв его без самовосхваления и самоуничижения. Настоящее - это не сиюминутное. Настоящее - это мост между прошлым и будущим. Прогресс - это действие, продолжение уже начатого однажды развития. Прогресс не цель, а средство развития.

Развитие определяется внутренней логикой. Украинизм, отталкиваясь от культурно-исторического основания, определяет «украинскую сферу» - прозрачную, открытую, но границу между внешним и внутренним. Все приходящее извне, так или иначе, преломляется на этой границе, воспринимается по-своему. Все внутреннее развивается в сфере, границы которой постепенно раздвигаются развитием - идущим изнутри и обязательно равномерным и всесторонним. В противном случае, прогресс грозит оторваться от украинской почвы, стать самоцелью, потерять свой смысл, выйти за пределы сферы и привести к потере национальной идентичности. Познание - это взгляд изнутри. Развитие имеет внутренний импульс.

Украинизм - это бесконечный процесс развития. Постепенно, границы внутренней сферы раздвинутся до бесконечности. Любые ограничения исчезнут из вида. Деление на внутренне и внешнее, единичное и всеобщее, утратит смысл. Свобода станет сама собой разумеющейся реальностью.

Цельность украинской сферы обеспечивается непрерывностью связи поколений прошлого, настоящего и будущего.

Украинизм - это преемственность, особенность, познание.

Украинизм был всегда. Просто он не был правильно сформулирован.

Украинизм не нуждается в «социальном алиби» - оправдании своего существования. Он есть потому, что есть украинский народ. Он прекратит свое существование только вместе с самим народом Украины. А народ Украины вечен.

Если ранее украинизм еще мог выражаться как адаптация какой-либо другой теории к нашим условиям, то сегодня, украинизм должен быть именно «украинизмом» - доктриной сам по себе. Импульс развития должен идти изнутри. Ход развития - определяться особенными правилами.

Мир переживает Кризис, - не имеющий аналогов в истории этап, грозящий стать вообще последней стадией развития человечества - «концом истории». Эпоха индустриализма сменяется постиндустриализмом, одномерным миром капитала. Кризис индустриализма - это кризис исторической ценностной системы. Происходит переход к принципиально новой системе, имеющей другие смыслы и содержание, другие движущие силы. Главное - меняется роль человека, как высшего смысла любой другой эпохи. Из цели он превращается в средство. Из божественного создания - в обслугу глобальной экономической машины.

Стандартизация мира, абсолютизация западных ценностей под видом «общечеловеческих», унифицируют, обезличивают человека. Эти тенденции и развитие науки вторгающейся бесконтрольно в запретные ранее сферы, подрывают ценность человека, который перестает быть «божественным», которого можно сделать клонированным големом из лаборатории. Под угрозой человечность человека. Становятся ненужным анахронизмом мораль, религия, философия, политика - основы, через которые и проявлялась роль Человека, его воздействие на экономику. Не станет ли когда-нибудь ненужным и сам человек?

Кризис вынуждает искать новые ориентиры развития. Старые либо разрушены, либо стали ложными. Многие понятия изменили свою суть. Одни и те же явления в прошлом и настоящем, называются по-разному. Одни и те же термины обозначают суть разные явления. Строя что-либо вполне известное, по точно известным рецептам, можно построить нечто совершенно иное. Зачастую даже противоположное задуманному.

Ни одна доктрина, ни одно известное основание не может быть сегодня устойчивым. Необходимо опереться на то постоянное, что есть внутри нас, что делает нас украинцами. Культурно-исторический, духовный фундамент, заложенный нашими предками - единственная опора сегодня, которая не даст нам смешаться с хаосом кризиса либо стать поглощенными бездушной экономической машиной, дает надежду нашим потомкам. Мы должны точно знать: что мы? Кто мы? И на чем мы стоим?

Украинизм, как теория познания, должен дать ответ на эти вопросы. От успеха или неуспеха украинизма зависит ответ на еще один вопрос: чего мы стоим?

Появление украинизма - это начало Нового пути. Новый путь - это обращение к чистым истокам, но не возврат в прошлое. Обращение к фундаментальным ценностям - это корректировка курса будущего по надежным ориентирам.

Становление украинизма, как самостоятельной доктрины, не означает игнорирования других доктрин. Украинизм с уважением относится ко всем теориям развития, в том числе и к враждебным. Украинизм борется не с теориями, а с теми, кто хочет использовать их против нас. Украинизм с интересом изучает чужой опыт. Все действительно ценное используется в национальном синтезе. Национальный синтез - это и есть Новый путь.


Национальный синтез

Национальный синтез - это развитие. Украинизм понимает развитие как постоянное разрешение противоречий. В борьбе противоположностей рождается импульс развития. Противоречия могут устраняться двумя способами: 1) эволюцией - постепенным, взаимным изменением противоположных позиций, ведущим к их взаимодействию; 2) революцией - волевым решением проблемы, зачастую путем физического устранения одной из позиций. Возможен вариант, когда происходит взаимное уничтожение позиций, либо революционное действие производит третья сила, в условиях, когда ни одна из сторон не способна предложить решение в рамках системы. Такой вариант ведет к устранению всех позиций вместе с самой системой.

Отдельные противоречия, в целом образуют единую сферу проблематики. Отдельные противоречия можно классифицировать по степени их важности и актуальности. Кризис существенно затронул структуру проблематики. Если ранее все противоречия, так или иначе, сводились к одному базовому («капитализм - социализм» последнее из них) и линии противостояния совпадали, в общем, с линией базового противоречия, деля сферу на две части, то сегодня проблематика не поддается старому методу классификации. Мир колеблется между монополярностью и бесполярностью (хаосом) - двумя одинаково зловещими крайностями. Проблематика стала многополярной: основных противоречий стало несколько, они лежат в разных плоскостях и существенно зависят друг от друга и от второстепенных противоречий.

Украинизм - проявление многополярности. Мировые противоречия рассматриваются с украинского полюса. Украинизм рассматривает мир изнутри - как часть всеобщего и, одновременно, с полюса - поднявшись над ним. Такой подход, гарантирует максимальную объективность полученных представлений о мире.

Украинизм выступает как «третья сила» над всеми противоречиями, но не революционного, а эволюционного характера. Революция неизбежно перерастает в реакцию. Волевое навязывание какой-либо позиции устраняет противоречия, но не устраняет причины его породившие. Украинизм рассматривает каждую позицию внутри украинского общества как проявление соответствующей традиции, пусть даже малозначительной. Украинизм - это «консервативная эволюция».

В то же время, ситуация ограничивает нас во времени. Находясь между хаосом и бездушным одномерным «миром экономики», нельзя бесконечно ждать, перехода противоположностей друг в друга, решения проблемы самой по себе. Украинизм должен создать общие условия для компромисса.

Для украинизма мелочное не заслонит великого. Украинизм не будет выторговывать согласие противостоящих субъектов, создавая неустойчивые ситуационные компромиссы, грозящие рухнуть в решающий момент из-за личных амбиций и группового эгоизма. Признать или не признать себя частью украинской сферы, личное дело каждого. Поэтому столь важна роль украинизма именно как метода самопознания. Привести различные позиции к пониманию своего внутреннего единства - приоритетная цель доктрины.

Украинизм не может стать на ту или иную позицию. Украинизм проходит между позициями, над позициями и через позиции, заполняя собой всю сферу, (никого при этом из нее не вытесняя), вовлекая, втягивая все позиции в национальный синтез. Единственный, кто будет исключен из этого процесса, это тот, кто сам хочет исключить других, присвоив себе монополию на истину. Есть лишь одна истина - Украина.

Каждый увидит в украинизме что-то свое. Украинизм консервативен, ибо обращен к традициям, выделяя из них три базовые: собственно национальную (культурно-историческую), религиозную (православную, но не только) и социальную, как присущее нам стремление к равенству и справедливости. Эти три традиции воплотились в символе Украины - в тризубе. Основанием в тризубе является собственно украинизм.
      
Хотя, это скорее треугольник: каждая традиция является центральной, будучи связанной с другими. Неразрывный традиционный треугольник является своеобразным объемным каркасом сферы.

Украинизм либерален, ибо принцип различия и принцип внутренней сферы, легко распространяется не только на общество в целом, но и на каждого украинца лично. Принципиальность украинизма в том, что свободе формальной он предпочитает свободу реальную, связывая ее достижение с принципом равенства и возможностью ее защитить. Свобода будет расширяться вместе с границами всей украинской сферы бесконечно и до безграничности. Несогласные с привязанностью личной свободы к свободе всего народа, могут воспользоваться свободой выбора и выйти за границы сферы, но тогда они перестанут быть украинцами.

Украинизм модернистичен, но не в ущерб традиционности, ибо все передовое в науке и технике ставится на вооружение культурно-традиционалистического общества.

Естественно, что украинизм экологичен.

Украинизм потому «украинизм», что за каждой позицией он видит собственно украинцев. Он видит их как единый, во всем своем многообразии, украинский народ, а не как механический набор индивидов. Народ - это сообщество людей, объединенных общей историей, культурной традицией и общей судьбой.

Таким образом, национальный синтез можно сравнить со строительством дома. Традиции украинского народа - это фундамент и одновременно цементирующая субстанция. Теория украинизма - это план строительства, предусматривающий рост фундамента в дом, и одновременно, укрепление самого фундамента. А национальный синтез - это регулируемая переплавка и своего и заимствованного материала в национальном тигле, с последующим использованием в строительстве.

В современном строительстве одновременно используется совершенно разные материалы. Естественно, план предусматривает их совместимость и пропорции использования. Поэтому реализовать теоретический план в реальный украинский дом, тем более в условиях кризиса должен достойный архитектор с нестандартным, незакостенелым мышлением. Национальным синтезом должна руководить достойная Новая власть.


Новая власть

Новая власть - это национальная, правильнее народная, власть. Новая власть - это социальная (в смысле «общественная») власть. Это власть, включающая народ в систему государства.

Доктрина Новой власти - дело. Новая власть воплощает теорию в практику, корректируя при необходимости саму теорию. Теория обязана иметь обратную связь с практикой, постоянно подвергаться ревизии. Как порождать практику, так и исходить из ее опыта и потребностей. Сегодня практика диктует свои условия теории. Правильность теории - в ее действенности.

Новая власть является выразителем народной воли, ее символом. Новая власть делает государство носителем идеи украинизма. Дух украинского народа должен одухотворить, вселить жизнь в государственную машину страны. Государство исполнитель интересов всех групп общества, интегрированных украинизмом в единые национальные интересы. Задача Новой власти - приводить к демократическому компромиссу все группы гражданского общества государства, под его (государства) покровительством.

Мы должны ясно представлять, что значит для нас сегодня государство. Исторически сложилось так, что именно государственность сегодня стала скрепой для разорванного историческими катаклизмами украинского народа. Государство является юридическим воплощением нации, легитимизирует ее самостоятельность на мировой арене.

Так как развитие - это разрешение противоречий, а противоречия в мировом масштабе сегодня определяется не идеологией (или борьбой интернациональных классов), а культурно-историческими различиями,
то Новая власть апеллирует к чувству общности, принадлежности к единому украинскому народу. Новая власть надклассова и неидеологична. Единство народа - главное условие сохранения Украины как субъекта мирового развития. Новая власть временно, на начальном этапе, становится выразителем национальной идеи.

Национальная идея сегодня - это не только ощущение (сознательное переживание) исторической и естественно-культурной сплоченности людей, но и понимание острой необходимости сохранения этой сплоченности и в будущем. Потеря чувства национальной идентичности губительна и для всего общества в целом, и для отдельных его членов.

Но национальная идея не может просто прийти сверху. Значит, ее носитель - Новая власть просто обязана быть социальной. Не может народ принять и осознать национальную идею, если ее реализация не сопровождается демократическими преобразованиями внутри общества. Не может народ принять и саму Новую власть, если она не будет иметь обратную связь с обществом, постоянно корректироваться. Равенство возможностей проявить свои способности, и как следствие - постоянные обновления элиты, главное препятствие отрыву власти от народа. Иначе, власть станет достоянием привилегированной верхушки и будет дискредитирована не только Новая власть, но и сама национальная идея.

Застой элит - главная опасность развитию. Это закостенелость мысли, приводящая к общему параличу идеи. Чтобы создать настоящую, постоянно обновляющуюся элиту, необходимо уничтожить всякую элитарность в общественной жизни.

Сила Новой власти - в ее народном происхождении. Новая власть не средство подавления одной части общества другою, а средство объединения народа. Ничто так не способствует внутренней консолидации общества, как идея социальной справедливости. Но прежде, надо осознать себя тем, что вообще можно консолидировать - многообразным, но единым народом.

Защищая внутреннюю сферу от внешнего давления, власть находится на оболочке сферы. Чем уже, неопределенней и неустойчивей сфера, тем концентрированней, жестче и повсеместней власть, тем ближе она к центральному месту в сфере. Если сфера под давление извне сжимается до точки, то власть заполняет ее полностью, становится тотальной. Чем успешней идея украинизма, тем определенней, крепче фундамент базовых ценностей. И тем менее, общество нуждается в организующей роли власти. Все меньше она присутствует во внутренней жизни сферы, и все больше ее функции сужаются до исключительно внешней защиты сферы. Чем шире раздвигаются границы сферы, тем дальше удаляется от нас власть.

Украинизм - это путь к нашей свободе. Новая власть - средство достижения и защиты свободы.

Путь человека

Первичен объективный мир. Человек - действующая часть мира, ставшая субъектом благодаря способности его познавать. Познание немыслимо без субъекта, как субъект немыслим без объективного мира.

В то же время, развитие привело человека к точке, когда он опять может стать объектом, инструментом других движущих сил. Это точка выбора: то ли это будет концом развития, торжеством бездуховного материального мира, то ли человек, превратив познание в самопознание, сохранит себя и свою духовность. Бездуховный мир против мира духовного. Мир человека против мира без человека.

Каждый народ, каждый человек имеет свой «украинизм» - право не раствориться в мире, но растворить мир в себе.

Некоторые дополнения

Прежде всего, что значит «Манифест украинского фундаментализма» сам по себе, как документ?

Во-первых: это не идеология. Это то из чего может вырасти идеология, но ни в коем случае не сама идеология.

Во-вторых: Манифест никому ничего не доказывает. Он предлагает. Предлагает найти точку отсчета, с которой можно начать движение в будущее тогда, когда страна оказалась в глухом тупике. Впереди непробиваемая стена, мосты сзади сожжены, но стоять на одном месте тоже нельзя. Это конечно, не решение проблемы, но уже попытка нового к ней подхода.

В-третьих: Манифест - рамочный документ. Подпись под ним может поставить любой украинец, независимо от исповедуемой им идеологии. Но если он коммунист, то он - Украинский коммунист, если либерал - то Украинский либерал и т.д. Исключение составляют лишь маргиналы, которые, считая себя «гражданами мира» говорят об иллюзорных «общечеловеческих» или «классовых» ценностях, ставя их над интересами реального народа. Впрочем, они тоже часть единого украинского организма. Любой организм имеет свой аппендикс и если он не начинает нарывать, кому придет в голову его удалять? Никто не может быть исключен из украинской целостности. Из организма нельзя ничего удалить, не поставив под угрозу весь организм.

Данные комментарии имеют более субъективный, авторский характер.


Главный вопрос украинизма

Украинский народ - это своеобразная «коллективная личность», с присущими только ей индивидуальными чертами. Вопросы, которые жизнь ставит перед «коллективным украинцем» - это вопросы украинизма, а не какой-либо идеологии. Каждый должен заниматься своим делом. Любая идеология - это лишь инструмент в украинских руках. В противном случае, складывается ситуация, когда «хвост машет собакой».

Главный вопрос любой личности - вопрос самоидентификации. Лишь осознав себя и свое целеполагание, возможно трезво оценить действительность, построить точную систему координат. В ее отсутствие, развитие напоминает движение слепого по краю пропасти. Можно прожить жизнь, так и не поняв, ради чего.

Точка отсчета - это точка опоры. Манифест предлагает найти ее в том общем для всех нас - украинцев и русских, православных и униатов, либералов и коммунистов, что делает всех вместе нас украинским народом. Центром всего становится сам украинский народ, как «коллективный индивид». Не мы ищем свое место в окружающем мире, а все окружающее расставляется по своим местам в Нашем мире. На определенном и зафиксированном фундаменте строится Украинский дом. Строительство не прекращается, пока весь мир не станет для нас домом.

Украина наш дом, а дом не может быть крепким без надежного фундамента. Да, там вверху конечно можно спорить о его расцветке, можно менять все время облицовку фасада и т.д. Можно выяснять, вплоть до битья посуды, отношения между жильцами дома. Но невозможно подвергать сомнению фундамент дома.

Манифест четко обозначает этот фундамент. При всем плюрализме мнений мы должны иметь точку совпадения, которую никому не придет в голову оспаривать. Украинизм видит ее в нашем культурном, духовном и историческом наследии. В самом слове УКРАИНА.

Человек, считающий себя «украинским фундаменталистом», а лучше - просто «украинцем», не может видеть оппонента, в каком-нибудь социалисте. Не существует противостояния между украинизмом и каким-нибудь либерализмом. Борьба идеологий - это борьба заложенных в них ценностных систем. Все ценности украинизма сводятся к одной сверхценности - Украине как таковой. Быть может, кто-нибудь оспорит эту ценность? Другое дело, можно спорить о путях и способах ее утверждения. Человек может жестко критиковать украинизм как метод с той или иной позиции. Но все равно дискуссия будет идти в рамках системы, имеющей предел допустимости.

Можно предвидеть обвинения в «национализме». На этом следует остановиться. Украинизм, подобно многим идеологиям устанавливает критерий принадлежности человека к обществу. В чем заключается признак общности? В фашизме и империализме - это принадлежность к государству. В либерализме - сиюминутные общие экономические интересы. В коммунизме - просто берется вся совокупность людей и объявляется чем-то сразу общим. И, наконец, в национализме и его крайнем проявлении нацизме - в основе биологический, расовый признак. Соответственно, для фашиста высшая ценность - государство, для марксиста - всемирный Интернационал, для националиста - чистота крови. Для либерализма - ни с чем и ни с кем не связанный «человек-атом».

В украинизме, общим является единое культурно-историческое пространство, духовное наследие. Но это прошлое, это наследие - продукт работы всего общества, живущего на нашей территории. Здесь в чистом виде невозможно выделить вклад биологических украинцев, евреев, русских и т.д.

Национализм - удел честолюбивых неудачников. Когда такой человек осознает вдруг свою профессиональную, творческую и другую несостоятельность, что он никто в этом смысле, то оказывается, что у него есть лишь один повод для гордости - его национальность. Это чувство становится гипертрофированным, он начинает мстить за свою бездарность. Печально (и одновременно страшно), когда в этой роли оказывается человек талантливый, но не нашедший себя, растрачивающий свой талант на пещерную убогость национализма, раскалывающий народ на нации.

Более того, человек может быть идеальным украинцем с расовой точки зрения, но отвергать общность своей судьбы с судьбой украинского народа. Наоборот, пусть даже «негр преклонных годов», вдруг ощутит свою духовно-историческую связь с нами, он - украинец. У нас с ним общая судьба. Высший субъект украинизма есть народ, не нация. Но надо вспомнить, что под этим словом понимали греки.

Слово «Демос» обозначает народ, проживающий на определенной территории, и связанный с ее историей, с ее системой социальных, этнических и профессиональных отношений. В то время как вся совокупность населения на этой территории называлась «Лаос». Слово «Лаос» тоже обозначало «народ», но между ним и «Демосом» была четкая разница. Демос представлялся греками как общность, чья уникальность, самоидентичность проявлялась в традициях, нравах, морали и этике. Но то же самое имеет в виду и украинизм. Принадлежность к украинской территории, штамп в паспорте, еще не означают принадлежности к украинскому «демосу», а только к «лаосу».

Украинизм пытается привести «формального» украинца к пониманию своей сущности. И пусть весьма наивно звучит сегодня утверждение М. Грушевского, что «достаточно открыть человеку глаза на то, кто он, чтобы быть уверенным его верности национальной дисциплине», но в принципе, оно верно.

Христос тоже имел национальность. Отец-бог послал Иисуса не к одному отдельному человеку, но и не ко всему человечеству сразу. Нет «богоизбранных» индивида, класса, семьи и корпорации. Народ - высший субъект всего.



 

Категория: Манифест украинского фундаментализма. Дмитро Панько |

Просмотров: 188
Всего комментариев: 0

"Сохраните только память о нас, и мы ничего не потеряем, уйдя из жизни…”







Поиск

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017 |