Вторник, 04.08.2020, 17:16 





Главная » 2018 » Июнь » 22 » 278-й ОДКБр
09:22
278-й ОДКБр

 Данное изображение получено из открытых источников и опубликовано в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав изображение будет убрано после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде. Данное изображение представлено как исторический материал. Мы не несем ответственность за поступки посетителей сайта после просмотра данного изображения.














                                              278-й ОДКБр  (O. Beregov)





























В 1979 году Пилипенко Александр Владимирович  был призван в ряды Советской армии. По окончании "учебки" получил специальность "командир инженерно - сапёрного подразделения ". В звание сержанта успешно отбыл в войска, в город Каунас (Литва). 

Вскоре в его воинскую часть пришла разнарядка о формировании новой роты  для отправки в Афганистан, необходимы были сапёры. Там и  продолжилась служба Александра.
В Кашире формировался Дорожно-Комендантский батальон. В течении месяца, было сформировано четыре роты. Солдаты жили в палатках. Получили новую технику от Горьковского автозавода, обкатали  её и, спустя определённое время, погрузились и отправились на юг, в Афганистан. Ехали двумя эшелонами в разное время. Первого июня пересекли границу с Афганистаном, и СССР остался позади.
"Пугала неизвестность. В то время  мы не понимали, что такое Афган" - вспоминает Александр.

Первые потери батальон понёс сразу же после пересечения границы. В первый же день, до начала марша. Во время обстрела погиб один из солдат – Химич В.Н. Второй солдат был тяжело  ранен, его отправили в госпиталь. В часть он так и не вернулся, судьба этого бойца осталась неизвестна...
 
На место службы прибыли к вечеру. Поутру получили первые впечатления – от природы. Высеченные горы, никакой растительности. Но больше всего поражали рисовые поля, расположенные по склонам гор с таким расчётом, чтобы вода заливала их постоянно. И крестьяне, пашущие на быках пересохшую глину деревянными сохами.

Так начался первый день у советских ребят. Обычная служба. Потихонечку обустраивались, знакомились, привыкали к местности, климату. Солдаты теряли сознание в строю из-за невыносимой жары. И температура с каждым днём только лишь возрастала. Но молодые организмы быстро адаптировались.

Большинство солдат заболели желтухой. В первые дни этой болезни пропадает аппетит. Довольно быстро эта участь постигла и Александра. Его отправили в госпиталь в Пули - Хумри. Огромный горизонт с госпиталем, складами, находящийся в шестидесяти километров от места расположения части. Четыре дня пробыли в Пули – Хумри. После чего солдат перевезли на вертушке в Термезский госпиталь. "Здесь мне захотелось кушать, но это было не реально". Госпиталь был переполнен. В помещении не хватало мест для солдат и кровати размещали на улице. Еду выдавали через маленькое окошко – один раз в день. На всех не хватало.
После мучительных дней в Термезе, бойцов  отправили в Самаркандский госпиталь. Госпиталь оказался достойнее предыдущих, если не брать во внимание, что ребята с болезнями Боткина и тифа лежали в одной палате. Бойцы  умудрялись болеть двумя этими болезнями одновременно. После госпиталя последовала пересылка вертолётом в Пули – Хумри, и на попутной колонне в часть. 
   
"Через дорогу от наших палаток находилась старая крепость. Под глухой стеной, мы огородили колючкой часть территории. Поставили бензовозы. Получилось  подобие склада ГСП (горючего смазочного материала), поставили караульных, " – рассказывает Александр.   
– "Однажды ночью я был разводным, и мы с караульным  пошли менять смену. Во время пересменки с крепости была выпущена пулемётная очередь, она прошла так близко  от моего левого уха, что я почувствовал её горячий ветер". К счастью, в этот вечер никто не пострадал, но ночь оказалась бессонной...
Через определённое время началась стрельба. Рисовое поле - единственное место, где можно было укрыться от свинцовых пуль. Холодные ночи. Лезть в воду у солдат не было никакого желания, но выбора не оставалось.
На подмогу к нам прибежали лейтенант и двое ребят из пехоты. Их батальон базировался рядом с нашим. "Ребята прибыли в Афган раньше нас, это сказывалось на их опыте".

Р. Сытник



















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































Трагедии на Саланге

Автор: Валерий

35-я годовщина трагедии на Саланге 3 ноября 1982 года В этот день произошла самая массовая одновременная гибель советских солдат за всё время нахождения в Афганистане контингента советских войск. Главной особенностью этой потери стала её небоевая причина - произошло отравление личного состава выхлопными газами техники. Подобные единичные случаи в Афганистане происходили ранее и будут происходить позднее, но это была вторая массовая гибель людей именно на одном определённом участке, произошедшая из-за особенностей места происшествия и отсутствия элементарной службы регулирования движения на одном из самых ответственных и опасных отрезков дороги стратегического значения. Перевал Саланг - перевал в горах Гиндукуш, связывающий северную и южную часть всего северо-востока Афганистана.

В районе перевала в 1970-е годы советскими специалистами и рабочими был проложен горный тоннель сквозь скальный массив протяжённостью около 2700 метров. Тоннель не был обеспечен системой мощной вентиляции и в нём периодически происходили несчастные случаи с отравлениями людей выхлопными газами от работающей техники. 24 февраля 1980 года произошла первая массовая гибель советских военнослужащих, когда в результате дорожно-транспортного происшествия в тоннеле произошла остановка колонн 2-й зрбр, 186-го мсп и техники некоторых других частей. В результате скопления работающей техники произошло отравление нескольких десятков военнослужащих, в результате чего скончалось 19 человек. Никаких выводов из этой трагедии сделано не было и она повторилась спустя 2,5 года.

3 ноября, около 12.00 (кабульское время) в тоннеле находились: колонна автомобильной роты 221-го обмо ВВС, следовавшая из г. Кабул в г. Пули-Хумри провинции Баглан для заправки, состоявшая из примерно 40 пустых наливных цистерн; колонна из состава 177-го мсп, 1074-го ап и 1003-го обмо 108-й мсд следовавшая из г. Баграм провинции Парван в г. Пули-Хумри провинции Баглан, в количестве около 20 автомобилей; около 10 автомобилей из состава 762-го орвб МА и некоторых других частей, а также около 100 грузовых автомобилей и автобусов с афганскими военнослужащими и гражданскими лицами. В центре тоннеля произошло столкновение грузового автомобиля КамАЗ автомобильной роты и афганского автомобиля, в результате чего произошёл затор движения. Тоннель в считанные минуты заполнился выхлопными газами от работающих двигателей.

Уже после случившегося дорожно-транспортного происшествия, в тоннель вошла сводная колонна 103-й гв. вдд в количестве около 30 автомобилей и бронетранспортёров, следовавшая за боеприпасами из г. Кабул в г. Термез Узбекской ССР. Все советские воины оказавшиеся в тоннеле, приняли самоотверженное участие в спасении товарищей и афганских граждан, но большинство из тех, кто находился вблизи центра тоннеля - погибли в результате отравления выхлопными газами.

Общее количество погибших советских военнослужащих составило 64 человека. Количество погибших афганцев неизвестно, но предположительно это число составляет 112 человек. В некоторых западных источниках содержится недостоверная информация о том, что трагедия произошла в результате взрыва бензовоза и последующего пожара, в результате чего погибло якобы от 1500 до 2700 человек. В российских источниках также время от времени приводится недостоверная информация о том, что якобы трагедия явилась результатом "диверсии" душманов. Во всяком случае, эта версия активно ходила в среде солдатских слухов, а также служила частичным оправданием нелепой гибели военнослужащего в официальном уведомлении по месту жительства или призыва.

Погибли 3 ноября в результате отравления угарным газом в тоннеле перевала Саланг провинции Баглан:

1. лейтенант Анисимов Анатолий Михайлович - помощник начальника отдела материально-технического обеспечения
2. младший сержант Алимов Рахматулло Курбанович
3. младший сержант Холбеков Янгибай Мустанович
4. рядовой Зазарашвили Баграт Одарович
5. рядовой Ишмухамедов Арифжан Туйчиевич
6. рядовой Кегеян Юрий Ардавасович
7. рядовой Куценко Владимир Николаевич
8. рядовой Мелишкевич Андрей Станиславович
9. рядовой Хангельдыев Марат Гельдиевич
10. рядовой Худойкулов Джанги Кенджаевич
11. прапорщик Литвин Иван Сергеевич - начальник аптеки 221-го обмо ВВС
12. младший сержант Ваарпуу Райво Эвальдович - 221-й обмо ВВС
13. рядовой Баланов Иван Валентинович - 221-й обмо ВВС
14. рядовой Бородин Анатолий Анатольевич - 221-й обмо ВВС
15. рядовой Голованов Геннадий Иванович - 221-й обмо ВВС
16. рядовой Дурнев Сергей Анатольевич - 221-й обмо ВВС
17. рядовой Кузнецов Виктор Сергеевич - 221-й обмо ВВС
18. рядовой Кузьмицкий Алексей Владимирович - 221-й обмо ВВС
19. рядовой Мурадов Алишер Хабибулаевич - 221-й обмо ВВС
20. рядовой Мухачёв Николай Аркадьевич - 221-й обмо ВВС
21. рядовой Залов Али Ахад-оглы - 177-й мсп 108-й мсд
22. рядовой Казаченко Александр Николаевич - 177-й мсп 108-й мсд
23. рядовой Санкин Иван Петрович - 177-й мсп 108-й мсд
24. рядовой Эскендаров Якуб Сейфуллахович - 177-й мсп 108-й мсд
25. старший сержант Темиров Казбек Солтанович - 1074-й ап 108-й мсд
26. сержант Ахматханов Саид-Магомед Тагирович - 1074-й ап 108-й мсд
27. младший сержант Васильев Виктор Петрович - 1074-й ап 108-й мсд
28. младший сержант Марданян Меружан Генрикович - 1074-й ап 108-й мсд
29. рядовой Геворгян Гурген Гришаевич - 1074-й ап 108-й мсд
30. рядовой Немцов Николай Петрович - 1074-й ап 108-й мсд
31. рядовой Цецхладзе Роланд Малшевич - 1074-й ап 108-й мсд
32. младший сержант Туйкулов Учкужан Маматович - 1003-й обмо 108-й мсд
33. рядовой Агажанов Агажан Сапаркеличович - 1003-й обмо 108-й мсд
34. рядовой Ибрагимов Акбар Кабилович - 1003-й обмо 108-й мсд
35. рядовой Мовлаев Сулеман Али-оглы - 1003-й обмо 108-й мсд
36. рядовой Наумов Владимир Александрович - 1003-й обмо 108-й мсд
37. рядовой Николишвили Александр Несторович - 1003-й обмо 108-й мсд
38. рядовой Номазов Кулмурат Абдимажитович - 1003-й обмо 108-й мсд
39. рядовой Остапенко Николай Леонидович - 1003-й обмо 108-й мсд
40. рядовой Сиразетдинов Рафик Мидхатович - 1003-й обмо 108-й мсд
41. рядовой Терегулов Радик Рафаилович - 1003-й обмо 108-й мсд
42. рядовой Усманов Рамис Равильевич - 1003-й обмо 108-й мсд
43. лейтенант Байназаров Абдимумин Ахмедович* - командир автв 118-го оавтб 159-й одсбр
44. сержант Омельянчук Леонид Иванович - 118-й оавтб 159-й одсбр
45. рядовой Тишаев Изатулла Мамадалиевич - 118-й оавтб 159-й одсбр * в ВКП отмечен также как Бойназаров Абдимумин Ахмедович, погибший 3 октября
46. прапорщик Соколов Валерий Павлович - старший техник 3-й автр 466-го оавтб 159-й одсбр
47. рядовой Алимжанов Хасанбай Абиджанович* - 466-й оавтб 159-й одсбр
48. рядовой Арипов Муродил Расулович - 466-й оавтб 159-й одсбр
49. рядовой Ахранкулов Анвар Рахманович - 466-й оавтб 159-й одсбр * по ВКП погиб 6 ноября
50. рядовой Вовк Владимир Григорьевич - 863-й оавтб 159-й одсбр
51. капитан Судникович Александр Николаевич - инженер отдела 342-го УИР
52. лейтенант Морозов Олег Константинович - командир автв 342-го УНР
53. ефрейтор Товстограй Игорь Алексеевич - 2018-й осмб 1154-го УНР 342-го УИР
54. рядовой Черданцев Владимир Анатольевич - 1715-й овсб 1124-го УНР 342-го УИР
55. майор Заболотный Леонид Васильевич - начальник автомобильной службы 45-го оисп
56. рядовой Кумаритов Мераб Черменович - 45-й оисп
57. рядовой Лисаковский Андрей Степанович - 45-й оисп
58. младший сержант Сохибов Махсатуло Амонович - 762-й орвб МА
59. рядовой Величко Владимир Николаевич - 762-й орвб МА
60. рядовой Меркулов Виктор Анатольевич - 762-й орвб МА
61. лейтенант медицинской службы Тулин Шамиль Мунирович - начальник медицинского пункта 62-го осадн 103-й гв. вдд
62. гвардии рядовой Кравченко Игорь Сергеевич - 357-й гв. пдп 103-й гв. вдд
63. майор Малышев Валерий Иванович - заместитель командира 3-го тпб 276-й отпбр по технической части
64. старший лейтенант Красовский Михаил Александрович - начальник отдела хранения бронетанковой техники 3553-го склада бронетанкового имущества 40-й общевойсковой армии


* * *


Александр Могильников.: С 3 октября 1983г. по 13 ноября 1984г. я был помощником начальника опергруппы армии по автомобильной службе на перевале Саланг. Собственно, опергруппа и была создана из-за ЧП в тоннеле. При встречном движении произошла авария, из-за загазованности погибли люди.

После этого движение было только односторонним - сутки с севера на юг, сутки с юга на север, по времени - начало движения в 9:00, заканчивали в18:00.Тоннель проходили тридцатками (одновременно 30 машин), спереди и сзади тридцатку сопровождали УАЗ-469 дорожной бригады. На северном и южном порталах тоннеля дежурили 2 эвакогруппы (бортовой тягач Зил-131 и гусеничный БТС).

Наш личный состав обязательно имел противогазы с гопкалитовым патроном. Перед проходом тоннеля обязательный инструктаж по использованию гопкалитового патрона в условиях загазованности (моя прямая обязанность). При сильной загазованности (определяли по четвёртой лампе освещения тоннеля) - если её не видно, проход колонн останавливали на 30 минут.

Штатная вентиляция была сделана нашими метростроевцеми, можно сказать, на века. Работала она нормально, но во время боевых действий нагрузка на тоннель возросла десятикратно, никто не предполагал такой грузопоток.

Кстати, тоннель обеспечивала электроэнергией электростанция с четырьмя мощными морскими двигателями (одновременно работали два, два обслуживались), охлаждались горной водой прямым потоком - на выходе у нас была 24 часа в сутки горячая вода. Было построено рядом ниже с электростанцией помещение ("БАНЯ"), где внутри из трубы диаметром 60-80 см текла эта горячая горная вода из двигателей. Весь личный состав нашего гарнизона там мылся и стирался, афганцы (рота трудармии) также там мылись и стирали свою одежду. Вентиляционные установки (шахты) обслуживала бригада 3-5 человек из афганцев. Начинали работу они в 8:00.

И ещё важная деталь - естественный поток воздуха продувал тоннель с севера на юг. Когда случилась катастрофа в тоннеле в ноябре 1982 года, те люди, кто эвакуировались в сторону Северного портала - выжили, погибли те, кто направился к Южному порталу...

Ещё - перед полным закрытием тоннеля в 19:00 с северного портала отправлялась группа 3-5 человек сапёров с собакой для полного обследования тоннеля и вентиляционных шахт от минирования, шли пешком до южного портала, обратно возвращались на уаз-469 дорожной бригады. После этого входы в тоннель с обоих сторон блокировали БТРы...

Вот как-то коротко о тоннеле Саланг, где я служил 13 месяцев...


* * *


игорь м.: Да именно так и было. Не было команды заглушить двигатели, потому что не знали точно, что произошло и думали что это нападение. И вообще сзади и в середине колонны не знали что творится спереди, почему встали. После этого потери наших войск в ДРА засекретили и в службе "ПАЛ" (паталого-анатомическая лаборатория) в Термеза изъяли книгу потерь, которая там велась. До этого эту книгу засекретили, когда наш разведбат попал в засаду и понёс большие потери.
























 Сторінка створена, як некомерційний проект з використанням доступних матеріалів з ​​Інтернету. При виникненні претензій з боку правовласників використаних матеріалів, вони будуть негайно зняті.


Категория: Забытые солдаты забытой войны | Просмотров: 80 | Добавил: shindand
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

  
"Сохраните только память о нас, и мы ничего не потеряем, уйдя из жизни…”






Поиск

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020 |